Основы бонсай: из книги Масакуни Кавасуми II и Масакуни Кавасуми III Секреты бонсай: Руководство по выращиванию и формированию бонсай

Сердце того, кто любит бонсай, любит мир. Живое искусство бонсай — это символ мира и покоя. Выращивание бонсай приводит человека к любви к миру. Надеюсь, любители бонсай во всем мире оценят эту книгу, а она поможет им отточить навыки выращивания и формирования миниатюрных деревьев.
Я молюсь о том, чтобы наш век стал веком мира и покоя. И пусть ог­ромный мир бонсай растет и ширится.

Масакуни Кавасуми II

Это было написано моим отцом, Масакуни II. Он умер летом 2002 г., когда рукопись этой книги и фото к ней были готовы примерно на 80 процентов. Я изучал искусство бонсай под его руководством с раннего детства. После его смерти я принял имя Масакуни и завершил эту книгу, которая наконец-то увидела свет.
Я, как и мой отец, молюсь о том, чтобы наш век стал веком мира и покоя. И пусть огромный мир бонсай растет и ширится.

Масакуни Кавасуми III, доктор деревьев
секреты бонсай
На нашей планете встречаются сотни тысяч видов растений. И хотя на­звания их в разных странах могут быть различны, все они имеют общие латинские названия. В мире бонсай используются именно латинские назва­ния. Но поскольку ботаники всего мира считают Японию родиной этого искусства, то и искусство бонсай известно в мире под японским названием. Во всех странах понимают это слово, и оно не требует пояснений — «кар­ликовые деревья в горшках» или «миниатюрные растения». Сегодня термин «бонсай» знаком каждому человеку на нашей планете.

Существует еще одно известное всем японское слово, связанное с расти­тельным миром: икебана. Некогда это искусство было более популярно на Западе, чем бонсай. Но сегодня многие люди не знают слова «икебана» и заменяют его выражением «японское искусство аранжировки цветов».

Почему же искусство бонсай превзошло по мировой популярности ис­кусство икебаны, дзэн, дзюдо и каратэ? Мне хотелось бы поговорить об этом, прежде чем переходить к фундаментальным основам бонсай.

Сегодня множество людей во всем мире испытывают глубокий интерес к культурным традициям Японии и изучают различные виды японского ис­кусства. Более того, развитие современной промышленности привело к уве­личению свободного времени, поэтому люди сегодня, как никогда, часто увлекаются разными хобби. Однако в последнее время характер хобби в раз­ных странах изменился. Раньше наиболее популярен был пассивный отдых — просмотр фильмов или прослушивание музыки. Сегодня же все большее число людей начинают заниматься более активными, творческими хобби, связанными с конкретными действиями или изготовлением чего-либо.

Выращивание бонсай стало одним из таких активных, творческих хобби. Но бонсай — это не просто хобби или развлечение ради того, чтобы занять свободное время. В этом искусстве присутствует духовный аспект, подни­мающий бонсай над уровнем обычного хобби. Вот почему люди во всем мире испытывают такой глубокий интерес к этому искусству.

Икебана и бонсай — неотъемлемая часть культурной традиции Японии, но в то же время эти искусства резко контрастируют друг с другом. Икеба­на — искусство статическое, бонсай — динамическое. Тот, кто изучает ике­бану, должен собирать цветы в букеты, руководствуясь сердцем. Собранный букет отражает мысли и чувства, которые художник испытывал в момент работы. Бонсай — это воплощение повседневной жизни. Тот, кто занимает­ся этим искусством, может наблюдать за переменами, происходящими с его растением, каждый день, на протяжении долгого времени.

В мире икебаны существует множество школ, каждая из которых харак­теризуется традиционной системой иемото: и по сей день школы строятся по иерархической структуре — мастер, иемото, получает сертификат как ученик, достигший нового уровня мастерства. Каждая школа исповедует собственный, уникальный стиль аранжировки цветов. Ученики должны строго следовать традиционным принципам своей школы.

Стили бонсай опираются только на естественные формы деревьев. В этом искусстве не существует строгих правил, определяющих характер формиро­вания деревьев. Бонсай нуждается лишь в незначительной помощи человека, чтобы расти точно так же, как растут деревья того же вида в природе. Ко­нечно, чтобы дерево не приобрело уродливый, непривлекательный вид, его порой приходится формировать и ограничивать — например, не позволять ветвям становиться слишком длинными. Поглаживание кончиков ветвей пальцами стимулирует выработку этилена и замедляет рост ветвей. Очень важно регулярно осматривать свой питомник, отмечать перемены в облике каждого дерева — и тогда деревья приобретут именно тот вид, к которому вы стремитесь. Внимательно наблюдайте за развитием своих драгоценных растений, и они ответят на вашу любовь и заботу.

Интересно отметить, что со временем — хотя и очень нескоро — бонсай начинают отражать образ мыслей хозяина и его характер. Если хозяин резок и решителен, бонсай будет отражать его резкость. Если искусством бонсай занимается утонченная, цельная личность, то и растения получаются особо изысканными. Я абсолютно уверен в том, что бонсай обладают потрясаю­щим духовным потенциалом, который и отличает это искусство от икебаны и делает его интересным и привлекательным для людей во всем мире.

Итак, мы с вами подошли к вопросу, что же такое бонсай. Чтобы найти ответ, мы должны понять сущность этого искусства и то, чем миниатюрные деревья отличаются от обычных растений, выращиваемых в горшках.

Как я уже говорил, сегодня термин «бонсай» понятен во всем мире. Но даже в Японии, стране, считающейся родиной этого искусства, есть люди, которые не могут отличить бонсай от других горшечных растений. Есть даже такие, которые считают, что любое растение в горшке можно назвать «бонсай». Однако это не так. Хочу также заметить, что есть и другие виды растений, напоминающих бонсай, — бонкэй (пейзаж на подносе) и баконива (миниатюрные пейзажи).

Обдумывая различия между бонсай и другими видами растений, я при­шел к такому определению. Бонсай — это деревья и/или кустарники, выра­щиваемые в горшках следующим образом: 1) растение должно напоминать дерево и/или кустарник в природе; и 2) растение должно трогать сердца зрителей. Таким образом, растение, выращиваемое в горшке на протяжении многих лет, может и не являться бонсай, если оно не отвечает этому опре­делению. В то же время растение, которое культивируется совсем короткое время, можно назвать бонсай, если оно этому определению соответствует.

Проще говоря, если цветущее растение посажено в горшок только для любования его цветами или плодами, оно не является бонсай, сколько бы лет или даже десятилетий ни прошло с момента посадки. С другой стороны, представьте себе дерево, которое несколько десятилетий или даже веков росло в природе, подвергаясь всем погодным невзгодам. Его ствол огрубел и искривился, некоторые ветви сломались пополам и погибли. Главная жем­чужина старого дерева — белоснежные пятна мертвой древесины, джин. Та­кое дерево может стать бонсай буквально в момент пересадки, независимо от продолжительности его выращивания.

Более того, деревья и растения, обладающие неповторимой аурой ваби (спокойной изысканности) или сабы (элегантности, приобретенной с года­ми), сами по себе являются бонсай в самом глубоком смысле этого слова. Придание растению ауры ваби и саби — главная цель выращивания бонсай.

Такой подход к бонсай отражает сильное влияние высшей цели дзэн-буд­дизма — одной из религий, появившихся в Японии в конце эпохи Хэйян (794-1185) и в периоде Камакура (1185-1333), — то есть успокоения и кон­центрации разума. Среди бонсай, хранящихся в Императорском дворце, есть белая японская сосна, посаженная Иемицу, третьим сёгуном из динас­тии Токугава. Этому дереву уже более четырехсот лет. Есть в коллекции и крохотный бонсай, который может поместиться на ладони. Однако и этому миниатюрному деревцу уже почти век. Такие бонсай, бесспорно, обладают аурой ваби и саби, и это заметно с первого взгляда. Бонсай — это не только искусство приближения к природе, но и искусство времени, обладающего глубокой духовностью.